Данная статья является компиляцией моих знаний и опыта, а также ряда работ о балинтовских группах. Статья не открывает ничего нового, не претендует на научность и написана скорее для тех специалистов, которые знакомы с балинтовскими группами понаслышке или не знает о них вовсе. Та статья, которую я бы хотела бы прочитать, когда знакомилась с предметом )
Для составления полновесного, но по возможности краткого представления о предмете, были использованы интернет-ресурсы и издания, ссылки на которые я не привожу, так как использовались они отрывочно и скорее для создания структуры, а не цитирования.
1. Что такое балинтовская группа
На всякий случай, ударение на первый слог, — бАлинтовская 🙂
Балинтовская группа (или группа по методу Балинта) – это форма тренинговой психотерапевтической работы, которая сочетает в себе элементы групповой терапии, тренинговой работы и психологического консультирования. Балинтовскую группу можно рассматривать как форум для обсуждения сложных случаев и изучения эмоциональных и психологических аспектов отношений между специалистом и клиентом.
Изначально метод был разработан венгерским психоаналитиком Микаэлом* Балинтом в 1950-х годах для врачей и получил широкое распространение на западе. Со временем метод стал применяться и для других помогающих профессий. А именно психологов, медсестёр, педагогов, социальных работников и др.
В постсоветском пространстве на момент написания статьи балинтовские группы совсем не так широко практикуются, как на западе, но в силу эффективности метода, быстро набирают популярность.
*кстати, думаю, корректнее будет “Майклом”, но почему-то в большинстве источников принято так.
2. Цель балинтовской группы
Цель состоит в повышении компетентности и качества работы её участников в своей профессии в первую очередь через осознание собственных чувств и эмоций при взаимодействии с клиентами.
Также к целям группы можно отнести
- осознание сложившихся отношений между специалистом и клиентом;
- повышение сензитивности к «тайным посланиям» клиентов и «вторичной выгоде», которую они получают вместе со своей проблемой;
- осознание терапевтического эффекта от самого факта общения со специалистом;
- разрешение неудобных вопросов, возникающих в связи с контактами между специалистом и пациентом вне пределов кабинета.
- лучшее понимание клиентов, вызывающих наибольшие затруднения, осознание чувств возникающих в этой связи.
Главный объект исследования Балинтовской группы – отношения между специалистом и его клиентом (например, психологом и клиентом, врачом и пациентом, педагогом и учеником и т.д.)
3. Задачи, которые решаются для достижения целей балинтовской группы
- обеспечение благоприятной и отражающей среды для всестороннего исследования
специалистами своих эмоциональных переживаний в работе с клиентами. - обнаружение «слепых пятен» у специалистов, мешающих продуктивным профессиональным отношениям с клиентом.
- обучение более объективному, разностороннему взгляду на кейсы за счёт многомерного совокупного опыта участников группы.
- профилактика синдрома выгорания участников группы, снижения их эмоциональности в профессиональной деятельности, обучение выражению эмоций и чувствами и наблюдения за ними.
- создание поддерживающей атмосферы, в которой каждый чувствует себя равным и в то же время весомым участником группы профессионалов.
- обогащение опыта новыми реальными кейсами, обретение уверенности за счёт их эмоционального и ментального «проживания».
4. Балинтовские группы в психологии
Центральная идея Балинта состояла в том, чтобы врач любой специальности научился понимать болезнь не только как следствие набора естественных обстоятельств, но видел в ней внутренние конфликты пациента и результат его страхов. А не это ли чуть ли самая суть работы психолога?!
Почему балинтовские группы, быть может, даже лучше подходят психологам, чем представителям других профессий. Сравним задачи…
- Предметом работы такой группы, как и психолога, являются отношения и эмоции.
- Данный вид работы является формой своеобразной групповой психотерапии.
- Координируется она специалистом с психологическим образованием.
- Цели и задачи балинтовской группы, которые мы перечислили выше, превосходно коррелируют с потребностями специалистов, занятых в сфере оказания психологической помощи.
Кроме того, отчасти задачи отдельно взятого психолога в работе с клиентом очень схожи с задачами балинтовской группы. Психолог также (практически копирую задачи балинтовской группы и подставляю слово “клиент”):
- стремится обеспечить благоприятную поддерживающую и отражающую среду для исследования клиентом своих эмоций;
- помогает ему обнаруживать «слепые пятна», мешающие продуктивным отношениям;
- обучает клиента более объективному, разностороннему взгляду на события своей жизни;
- работает над профилактикой синдрома выгорания клиентов, снижения их эмоциональности, обучает выражению эмоций, чувств и наблюдению за ними.
- помогает клиенту получить новый опыт и обрести уверенность.
Так что неудивительно, что это только способствует быстрому, естественному и прочному укоренению данного варианта групповой работы среди психологов и психотерапевтов.
5. Небольшой экскурс в работу Микаэла Балинта
Уже будучи состоявшимся специалистом по групповой терапии Балинт около 13 лет проработал в Тавистокской клинике (Лондон), которая специализировалась на психоаналитической терапии. Там он и инициировал проведение регулярных групповых семинаров с врачами. Эти занятия предназначались как для исследовательских, так и для учебных целей и были направлены на тщательное изучение постоянно развивающихся отношений между врачом и пациентом.
Работа была направлена на исследование не только повседневной работы в кабинете врача, но и любых взаимодействий между врачами и пациентами. Балинт акцентировал работу на анализе отношений во врачебной практике, разработке диагностики отношений, выявлении истинных потребностей пациента и глубинном понимании болезни.
В своей книге “Врач, его пациент и болезнь” он пишет о важности групповой работы в обучении и подготовке врачей. Он утверждает, что групповая работа может помочь врачам лучше понимать бессознательные процессы, влияющие на отношения с пациентами и лучше осознавать свои собственные эмоциональные реакции в работе пациентами.
Балинт описал процесс рефлексии как достижение состояния “мужества в признании собственного невежества”. Т.е. у специалиста появляется возможность в ходе работы с пациентом оставаться самим собой, научиться чувствовать себя свободнее. Это значит, что он начинает применять свои знания и умения, ничего не вытесняя и не подавляя. Это также ведёт к тому, что специалист реже использует “автоматические” реакции, действует менее импульсивно, а это в свою очередь способствует более тонкой настройке на реакции и переживания клиента, помогает повысить качество терапевтического сотрудничества.
Балинт заметил, что со временем врачи, посещавшие группы, медленно, но верно переключались с болезнь–центрированного подхода на клиент–центрированный.
Одна из важнейших целей — это развитие у специалиста умения слышать не только высказанное клиентом, но и то, что не было сказано прямо, а это часто бывает важнее сказанного. Данный навык предполагает умение прислушиваться к самому себе, собственным переживаниям и реакциям, связанным с клиентом. Эта работа даже в давно устоявшихся группах может успешно продолжаться и углубляться в течение десятилетий!
Балинт подчеркивает ценность групповой работы ещё и потому, что она обеспечивает специалистам среду поддержки и сотрудничества, в которой они могут размышлять о своем опыте, делиться знаниями и идеями и учиться друг у друга. Работа в группах может помочь противостоять изоляции и выгоранию, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности, и может способствовать развитию чувства общности между специалистами. Он рассматривает групповую работу как важный инструмент повышения качества обслуживания и поддержки личного и профессионального роста специалистов.
6. Структура балинтовской группы
Интересно то, что группа не обязательно должна состоять из коллег, т.е. представителей одной профессии. Смешанные группы порой дают неожиданный положительный результат работы за счёт большего и менее пересекающегося объёма опыта участников группы по сравнению с опытом работников одного, узкого направления.
Обычно группа состоит из 6-12 человек (оптимальным считается 8-10) и одного фасилитатора (психотерапевта), который создает безопасную и поддерживающую атмосферу для обсуждения проблем.
Если людей в группе менее 6, каждый “голос” становится заметно “сильнее”, что несколько снижает эффект групповой работы. Если более 12, учитывая ограниченность времени встречи, повышается риск того, что не все успеют полноценно поучаствовать в работе.
Участники группы делятся на две роли: «референт» и «наблюдающий».
Референт (или вводящий) – это человек, который представляет свою проблему и получает обратную связь от остальных участников. Типичная балинтовская групповая сессия представляет собой презентацию одного случая или, скажем более широко, — кейса. Кейс представляет определённые трудности для референта. Референт описывает его, своё отношение, возможно указывает на проблемные места. Кейс как правило связан с клиентом (в его роли может быть пациент, собственно клиент, семья, воспитанник…).
Наблюдающие – это те, кто даёт комментарии и реакции на проблему референта.
Основная техника балинтовской группы – это рефлексия
После того, как референт представил кейс, наблюдающие участники высказывают свое мнение о презентации и рассказывают о своем собственном опыте с подобными клиентами. В процессе рефлексии участники высказывают свои мысли и чувства о проблеме референта, рассматривают эти мысли и чувства в контексте своей собственной жизни, отношений, работы. Группа может исследовать эмоциональные процессы, возникающие при взаимодействии, такие как перенос и контрперенос.
7. Основной метод работы балинтовских групп
Метод состоит в следующем. В отличие от традиционных клинических разборов участнику балинтовской группы, который выносит кейс на обсуждение, предоставляется возможность без предварительной подготовки и опасений негативной оценки рассказать о нём “как есть”. Референт фокусируется не столько на содержании его работы с клиентом, сколько на впечатлении от его личности, эмоций, возникающих в процессе работы, ассоциации и воспоминания. Данный рассказ вызывает в группе дополнительные расспросы, фантазии, догадки и ассоциации, которые проявляют проблему отношений специалиста со своим клиентом.
Каждый феномен, который возникает в ходе работы группы, имеет значение, поскольку связан с «феноменом резонанса». Вынесенный на обсуждение случай не просто пересказывается коллегам, но и еще раз как бы разыгрывается в группе. И зачастую, чем более неочевидна референту проблема, тем более чётко она проявляется. То есть вынесенная на обсуждение проблема презентуется дважды, что даёт группе посмотреть на это проблему с двух сторон: от лица участника и от лица самой группы.
Важно заметить, что балинтовская группа в общем случае не для поиска решений. При обсуждении кейса балинтовская группа фокусируется не на клиническом анализе, а на различных сторонах взаимоотношений специалиста с клиентом в рамках данного кейса. Это важнейшее достоинство технологии Балинта, так как это даёт возможность группе благополучно исключить из работы элементы критики, борьбы, оценок и прочих проблем, которые возникают в профессиональных коллективах, нацеленных на поиск формальных решений. Встречи проходят в атмосфере доброжелательной и конструктивной супервизии.
С момента своего появления структура группы развилась, но многие принципы в технологии проведения балинтовских групп остаются неизменными.
8. Результат работы группы по Балинту
Можно выделить три условных бессознательных уровня отношений:
- Отношения между специалистом и его клиентом «там и тогда», которые сложились на их встречах. На этом уровне работают переносы и контрпереносы.
- Отношения здесь и сейчас», которые возникли на балинт-группе в контексте обсуждаемого случая. Здесь возможны 4 варианта переносов, а именно отношения между:
- референтом и руководителем;
- референтом и группой;
- руководителем и группой (групповой перенос);
- руководителем и отдельными участниками.
- Отношения «там и тогда», в контексте ситуации «здесь и сейчас» для балинт-группы. На этом уровне и разворачивается работа балинт-группы, интерпретируются отношения между специалистом и клиентом, пересказанные референтом.
Одна из главных задач балинтовской группы — осмыслить бессознательные явления первого уровня через отражающие феномены третьего уровня. Процессы переноса второго уровня мешают её достижению. Учитывая психоаналитическую концепцию переноса и контрпереноса, решение данной задачи становится возможно, когда балинт-группа начинает контролировать свой контрперенос, иначе говоря, обнаруживает, осознаёт и интерпретирует свои реакции контрпереноса, образующиеся в ответ на возникшие переносы.
Можно сказать, что контроль над контрпереносом установлен, когда:
- реакции в рамках кейса перестают быть неконтролируемыми;
- становится возможным обнаруживать собственные чувства и фиксировать их
После того, как этапы предъявления и анализа кейса пройдены, группа с моделирует новые отношения. Балинт отмечал, что глубокие и осознанные отношения, базирующиеся на ответственности и доверии, а не на невротических шаблонах поведения, требует определённой доли мужества и от специалиста, и от клиента.
Балинт считал, что нужный результат работы группы достигнут, если происходит “существенная, хотя и ограниченная перестройка личности”. Под этим имеется в виду два критерия:
1) уменьшение тревоги и влияния психологических защит (а именно, переноса на руководителя, балинт-группу и её участников, или бессознательного подбора случаев, на которые спроецированы личные неосознанные проблемы)
2) возникновение «психосоциальной компетентности» (а именно, важнейшая её часть, — эмпатия).
9. Этапы работы в балинтовской группе (технология)
Приведённая технология не является строгой, но в целом данная её структура обычно присутствует во всех балинтовских группах.
1. В идеале: Каждый участник рассказывает о сложном случае в своей профессиональной деятельности.
На практике: Для экономии времени чаще все, кто хотел бы представить случай, озвучивают своё желание и случаи в очень общих чертах.
2. Группа выбирает конкретный случай, учитывая мнение автора и группы.
На практике: Те, кто озвучил желание представить случай, обсуждают между собой, кому “нужнее” или даже “горит”, а кто может подождать.
3. Автор более подробно рассказывает о выбранном случае, в то время как члены группы и ведущий задают вопросы. После рассказа автор озвучивает свой запрос. Например, “отразить отношения между ним и клиентом”, “помочь проявить слепые пятна”, “помочь понять, каков истинный запрос клиента” и т.п. Так группа понимает, на чём нужно фокусировать внимание.
4. Если был такой запрос от автора случая, члены группы предлагают свои гипотетические способы действия в данной ситуации.
Без запроса автора этого не делается, т.к. в общем случае данный пункт вступает в противоречие с принципами проведения балинтовских групп, а именно может выглядеть как поучение и критика.
5. Группа оценивает эффективность и целесообразность каждого варианта (при наличии п. 4).
6. В заключение, автор дает рефлексивную оценку процесса и результатов обсуждения, отзыв о проделанной группой работе.
Каждая встреча ограничивается обсуждением одного кейса.
10. Принципы (правила) проведения балинтовской группы
Группа вправе устанавливать свои правила, но как правило работа строится на следующих принципах:
- Участники группы сохраняют конфиденциальность всех обсуждаемых случаев, имен и прочей персонализированной информации.
- Члены группы слушают друг друга без осуждения и уважают мнение и опыт друг друга. Несогласие выражается в уважительной форме.
- Участники группы активно слушают говорящего, стараются понять излагаемую точку зрения, проявляют сочувствие и задают уточняющие вопросы.
- Участники группы настроены на конструктивное общение, дают подробные и конкретные ответы на вопросы.
- Каждый участвует в разговоре на конкретную тему сугубо добровольно. Ни у кого нет обязанности высказаться, поэтому давление с целью получить мнение участника исключено.
- Участники не дают советов, а предлагают поддержку, понимание и разные точки зрения.
- Группа работает в спокойной и дружественной атмосфере, каждый чувствует себя в группе комфортно.
- Использование обсуждаемых в группе случаев для личного продвижения, рекламы своих услуг и прочих подобных целей запрещено.
- Группа фокусируется на теме взаимодействия и отношений между специалистом и пациентом и том, как они влияют на специалиста
- Поощряется идентификация как со специалистом, так и с клиентом из обсуждаемого случая. Участники группы пытаются поставить себя на их место.
- Участники по возможности ограничивают личные анекдоты и истории. Хотя личные анекдоты могут быть полезны для иллюстрации точки зрения, рекомендуется сосредоточиться на обсуждении взаимодействия с клиентами и текущем кейсе, а не на личных историях.
- Встреча длится фиксированное время, чаще всего 2 часа. За соблюдением длительности работы следит фасилитатор.
- Все участники посещают группу максимально регулярно неизменным составом. Это необходимо для упрочения доверия и преемственности в группе.
- В случае внесения изменений в график работы группы, все участники предупреждаются об этом заблаговременно.
- Пропуски, как в любой психоаналитической группе, оплачиваются.
Данный текст взят из моей статьи о балинтовских группах и их этапах и принципах на Б17
Поскольку статья получилась довольно объёмной, привела примеры кейсов для балинтовских групп на другой странице.
На дату публикации я веду набор в балинтовскую онлайн-группу, а также очную балинтовскую группу.